ИНФОКОДЕКС

ПОИСК СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ


СУДЕБНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ


ИнформацияОрган принявший документДополнительноДоступные функции
Документ, на данном сайте не является официальной публикацией, получен по средствам, обхода поисковым роботом страниц источника информации Пермский краевой суд - Производство по гражданским и административным делам - апелляцияСвязь с администратором info@5vx.ru
Документ может содержать сведения для лиц старше 18 лиц (18+), соответственно если Вам менее 18 лет, просим покинуть данный информационный ресурс.Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция)
.
Цель размещения настоящего документа: Обобщение судебной практикиПермский краевой суд - Производство по гражданским и административным делам - апелляция Постоянная ссылка на документ:
https://infocodex.ru/document/645942/

Дело № 2а-2159/2020;33а-8216/2020

59RS004-01-2020-0011628-91

Судья Евдокимова Т.А.

16 сентября 2020 г. г. Пермь

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Н.В.,

судей Титовца А.А., Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Греховой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьяковой Юлии Исхаковны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Третьяковой Юлии Исхаковны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 8 июня 2020 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение Третьяковой Ю.И., возражения представителей административных ответчиков Антоновой И.А., Дочия О.С., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Третьякова Ю.И. обратилась с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (далее ТУ МСР по г. Перми) о признании незаконным решения административного ответчика от 24.01.2020 № 06-62, обязать его рассмотреть по существу заявление о выдаче разрешения на продажу жилого помещения (благоустроенной квартиры), находящегося по адресу: ****, и выдать разрешение на продажу 1/9 доли, принадлежащей на праве долевой собственности несовершеннолетней Т1., ** г.р., благоустроенной квартиры, находящейся по адресу: ****, при условии перечисления денежных средств от продажи на расчетный счет № ** в отделении № ** *** на имя Т1. в отсутствие согласия Третьякова Дмитрия Владимировича, ссылаясь, что решение административного ответчика нарушает права и интересы ее несовершеннолетней дочери.

Судом первой инстанции привлечены в качестве административного соответчика Министерство социального развития Пермского края, заинтересованным лицом Третьяков Д.В.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Третьякова Ю.И. просит отменить решение и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, считая, что судебный акт не соответствует закону и юридически значимым обстоятельствам.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми Климова А.А. и представитель Министерства социального развития Пермского края Дочия О.С. просят отказать в ее удовлетворении, поскольку отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из правомерности требования административного ответчика о предоставлении документов, подтверждающих согласие отца несовершеннолетней Т1., либо что учет его мнения не обязателен, а также договора на долевое участие в инвестировании строительства жилья от 02.08.2010 с приложением и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2011.

Кроме того, суд первой инстанции счел, что данное письмо не является отказом в предоставлении государственной услуги, поскольку носит информационный характер о необходимости предоставления дополнительных документов.

Судебная коллегия считает, что данные выводы не основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, сделаны без учета всей совокупности имеющих значение для дела обстоятельств.

Установлено, что 11.01.2020 Третьякова Ю.И. обратилась с заявлением в ТУ МСР по г. Перми о разрешении продаже жилого помещения, находящегося по адресу: ****, в котором 1/9 доля в праве собственности принадлежит ее несовершеннолетней дочери Т1., ** г.р. с перечислением денежных средств в сумме 100000 руб. на счет ребенка, открытый в ПАО ***, поскольку на имя Т1. уже приобретена 1/3 доля в праве собственности на квартиру по адресу: г. Пермь, ул. ****.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних предусмотрен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.07.2011 №СЭД-33-01-02-143, действовавший на момент обращения с заявлением в редакции от 30.12.2019.

Письмом от 24.01.2020 № 06-62 заместителем начальника ТУ МСР по г. Перми сообщено Третьяковой Ю.И. о невозможности рассмотрения заявления по существу, поскольку не предоставлены в соответствие п. 2.6 Административного регламента согласие отца несовершеннолетней Т1. – Третьякова Д.В. с копией его паспорта, либо документы, подтверждающие, что учет мнения родителя не обязателен (справку загса формы № 25, свидетельство о смерти второго родителя, копию решения суда о лишении родительских прав, сведения органа внутренних дел о возбуждении уголовного дела о злостном уклонении от уплаты алиментов, о розыске гражданина и (или) справка из службы судебных приставов о наличии задолженности по алиментным обязательствам, розыске алиментоплательщика).

Иные документы административным ответчиком не истребованы, поэтому вывод суда о необходимости предоставления Третьяковой Ю.И. договора на долевое участие в инвестировании строительства жилья от 02.08.2010 с приложением и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2011 не соответствует содержанию оспариваемого документа и расписке в получении документов ГБУ ПК «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» (л.д. 13), из которого следует, что от заявителя приняты разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № **, договор долевого участия от 02.02.2010, договор уступки права от 02.08.2010 по договору долевого участия от 02.02.2010, протокол об исполнении обязательств об участии в долевом строительстве от 30.12.2011, акт приема передачи квартиры № 95 от 20.02.2012. Как указано в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Также административным ответчиком ТУ МСР по г. Перми в сообщении было разъяснено, что в случае не дополнения документов до комплектности, установленной в п. 2.6 Административного регламента в течение 15 рабочих дней с момента получения данной информации, заявителю будет отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетних.

До настоящего времени заявление Третьяковой Ю.И. не разрешено по существу, в связи с чем ее положение является неопределённым.

Признавая обязанность Третьяковой Ю.И. предоставить документы о согласии отца ребенка либо подтверждающие, что учет его мнения не обязателен, суд первой инстанции сослался на положения п. 2.6 Административного регламента, приведя его в действующей редакции:

Для получения государственной услуги заявителю необходимо предоставить в территориальное управление Министерства по месту жительства следующие документы:

а) заявление о разрешении на совершение сделки (приложения 3-20 к настоящему регламенту);

б) документ, удостоверяющий личность (паспорт);

в) свидетельство о рождении несовершеннолетнего до 14 лет;

г) письменное согласие сособственников жилья на отчуждение жилого помещения и (или) земельного участка;

д) утратил силу. – Приказ Министерства социального развития Пермского края от 06.09.2018 N СЭД-33-01-03-631;

е) документы-основания, указанные в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, выписке из единого государственного прав на недвижимое имущество и сделок с ним на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение, земельный участок;

(в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 08.09.2016 N СЭД-33-01-03-527)

ё) договор приватизации, купли-продажи, мены, дарения на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение;

ж) сведения о лицах, зарегистрированных по месту жительства и (или) по месту пребывания в отчуждаемом жилом помещении, собственником которого является несовершеннолетний либо доля в праве собственности на которое принадлежит несовершеннолетнему, и в жилом помещении, приобретаемом в собственность несовершеннолетнего либо доля в праве собственности на которое приобретается на имя несовершеннолетнего (приложения 24, 25 к настоящему Регламенту);

(пп. “ж” в ред. Приказа Министерства социального развития Пермского края от 30.12.2019 N СЭД-33-01-03-894)

з) утратил силу. – Приказ Министерства социального развития Пермского края от 30.12.2019 N СЭД-33-01-03-894;

и) утратил силу. – Приказ Министерства социального развития Пермского края от 26.02.2019 N СЭД-33-01-03-103;

к) справка из кредитной организации о предоставлении ипотечного кредита, с указанием адреса приобретаемого жилого помещения, суммы кредита, размера доли, выделяемой несовершеннолетнему;

л) сберегательная книжка, открытая на имя несовершеннолетнего (в случае если денежные средства от продажи имущества перечисляются на счет);

м) справка о рыночной стоимости жилого помещения (земельного участка), выданная лицом (организацией), уполномоченным на осуществление оценочной деятельности;

н) утратил силу. – Приказ Министерства социального развития Пермского края от 06.09.2018 N СЭД-33-01-03-631;

о) исключен. – Приказ Министерства социального развития Пермского края от 12.09.2012 N СЭД-33-01-02-317.

Однако судебная коллегия считает, что судом первой инстанции было оставлены без внимания следующие обстоятельства.

В абз. 1 п. 2.6 указано на то, что данным пунктом определен исчерпывающий перечень документов необходимых для предоставления государственной услуги.

До внесения в Административный регламент изменений приказом Министерства социального развития Пермского края от 06.09.2018 N СЭД-33-01-03-631 п. 2.6 содержал подпункт «н» о предоставлении сведений органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела о злостном уклонении от уплаты алиментов, о розыске гражданина и (или) справка из службы судебных приставов о наличии задолженности по алиментным обязательствам, о розыске алиментоплательщика (в случае если родитель является единственным законным представителем несовершеннолетнего либо родитель уклоняется от воспитания и содержания несовершеннолетнего).

Следовательно, требование о предоставлении данных документов не основано на действующем Административном регламенте.

Более того, в п. 2.2 Административного регламента предусмотрено, что в ходе предоставления государственной услуги территориальные управления Министерства осуществляют межведомственное взаимодействие:

с органами внутренних дел в части получения сведений о возбуждении уголовного дела о злостном уклонении от уплаты алиментов, о розыске гражданина,….;

со службой судебных приставов в части получения справки о розыске алиментоплательщика;…

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг.

Согласно п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем приказа территориального управления Министерства о выдаче разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего либо приказа территориального управления Министерства об отказе в предоставлении государственной услуги, а в соответствие с п. 2.4 общий срок предоставления (отказа в предоставлении) государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних составляет 15 дней с момента поступления заявления и полного комплекта документов, указанных в пункте 2.6 регламента.

В перечень документов необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных п. 2.6 регламента, не входят предоставление документов о согласии второго родителя ребенка на совершение сделки с имуществом несовершеннолетней либо о том, что учет его мнения необязателен.

В соответствие с п. 2.8.1 Административного регламента основания для приостановления предоставления государственной услуги действующим законодательством не предусмотрены.

Из установленных обстоятельств следует, что рассмотрение заявления Третьяковой Ю.И. фактически приостановлено, при этом по сути ею заявлено требование об оспаривании данного бездействия – возложении обязанности на административного ответчика ТУ МСР по г. Перми рассмотреть ее заявление по существу.

Согласно п. 3.4 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и документов на предоставление государственной услуги, их регистрация.

Территориальное управление Министерства в течение 15 дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктами 2.6, 2.6.1, 2.6.2 и 2.6.4 настоящего Регламента, на основании указанных документов:

– принимает решение о выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних либо об отказе в предоставлении государственной услуги (с указанием причин отказа);

– изготавливает приказ территориального управления Министерства о выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних либо об отказе в предоставлении государственной услуги (с указанием причин отказа);

– направляет (вручает) заявителю приказ территориального управления Министерства о выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних либо об отказе в предоставлении государственной услуги (с указанием причин отказа).

Результатом выполнения административной процедуры является вручение заявителю приказа о выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних либо приказа территориального управления Министерства об отказе в предоставлении государственной услуги (с указанием причин отказа).

В соответствие ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из установленных обстоятельств следует, что административным истцом представлены документы, требуемые в соответствие с п. 2.6 Административного регламента, однако в установленный срок государственная услуга ей не была оказана, более того от нее были истребованы документы, предоставление которых не входит в исчерпывающий перечень документов, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком ТУ МСР по г. Перми допущено нарушение прав заявителя, поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным решения, оформленного письмом от 24.01.2020 № 06-62 и возложении обязанности рассмотреть заявление Третьяковой Юлии Исхаковны от 11 января 2020 г. о разрешении продажи жилого помещения по адресу: ****.

Возложение судом обязанности на административного ответчика устранить допущенное вследствие решения, действия (бездействия) нарушение прав, свобод или законных интересов заявителя, при том, что государственная услуга не была оказана, не подразумевает принятие судом решения, относящегося к компетенции органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, поэтому требование административного истца о выдаче разрешения на продажу 1/9 доли в праве собственности на квартиру по адресу: **** не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 8 июня 2020 года отменить, принять новое решение:

административное исковое заявление Третьяковой Юлии Исхаковны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, оформленное письмом от 24.01.2020 № 06-62, о невозможности рассмотрения заявления Третьяковой Юлии Исхаковны от 11 января 2020 г. о разрешении продажи жилого помещения по адресу: ****, в котором 1/9 доли в праве собственности принадлежит несовершеннолетней Т1., ** г.р.

Обязать Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми рассмотреть заявление Третьяковой Юлии Исхаковны от 11 января 2020 г. о разрешении продажи жилого помещения по адресу: ****.

Третьяковой Юлии Исхаковне в удовлетворении остальной части требований отказать.

Председательствующий

Судьи краевого суда:

0